Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Успешно отправлено

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Зарегистрироваться на PPM
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Заказать экспертизу дизайна
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Регистрация на семинар

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Экспертиза
07.02.2020

Милование с меловкой

Милование с меловкой
Мелованная бумага мила многим и на сегодняшний день еще не вышла из моды. Большая часть заказчиков полиграфической продукции предпочитает ее в качестве основного материала. Она позволяет окрасить себя более яркими, насыщенными красками. Тактильно мелованная бумага  гладкая и приятная на ощупь.  Откуда же берется такая красота?

За внешней простотой скрывается сложный процесс ее изготовления.
  
1.      Подготовка волокон.
  
Основой бумаги является целлюлоза, которую получают из чистой древесины и макулатуры. Целлюлозные волокна в древесине связаны между собой жестким трехмерным полимером - лигнином, занимающим до 30% древесной массы.

image001.gifimage002.jpg


Для получения целлюлозы древесину специально обрабатывают несколькими способами:

  • Древесная щепа обрабатывается с помощью химикатов по различным технологиям. Химически обработанная целлюлоза более светлая, прочная, гибкая, с длинными волокнами,  менее жесткая и менее пыльная;
image003.jpg
  • Древесная щепа (и макулатура) механически измельчается с помощью валов. Лигнин не удаляется полностью, выход древесной массы получается высоким. Такая бумага менее белая и прочная, жесткая, шероховатая и более пыльная.
image004.jpg
После варки древесины целлюлоза приобретает коричневый цвет, ее необходимо отбеливать (кислородом, перекисью водорода или диоксидом хлора), удалив остаточный лигнин и другие компоненты. Беленая целлюлоза обладает высокой стойкостью к воздействию света, может лишь слегка пожелтеть.
Необходимые свойства бумаги обеспечиваются путем смешивания различных целлюлоз, подбирается оптимальная комбинация состава.

PAPER2.jpg


2. Изготовление бумажной основы

image006.jpg

Целлюлозная масса наносится на движущуюся сетку бумагоделательной машины (БДМ). В этот момент в смеси содержится примерно 5­-7% целлюлозы и 93-­95% воды. По мере прохождения сетки через машину вода удаляется и формируется бумажное полотно. Отсюда возникли понятия «лицевой» и «сеточной» стороны бумаги. Целлюлозная масса может подаваться между двух сеток, поэтому сеточная сторона практически не отличается от лицевой.

После этого бумага проходит секции прессовки (воды удаляется до 50%) и сушки (вода испаряется и остается только 5%).

image007.pngimage008.png

В итоге получается бумага-основа, которая нуждается в доработке для того, чтобы она обладала всеми необходимыми качествами и характеристиками. Структуру ее поверхности на данном этапе можно увидеть на фото:

image009.jpg

3.  Мелование

Для чего бумагу меловать? Мелованный слой - это пигментировано-­клеевой покровный слой из определенных веществ, нанесенный на волокнистую чистоцеллюлозную или содержащую древесную массу бумагу­-основу.

Он придает бумаге необходимые свойства: впитываемость печатной краски, белизну, непрозрачность, гладкость, лоск. Посмотрите, как изменяется поверхность при этом (до и после нанесения мелованного слоя):

image0100.jpg

При нанесении меловальных покрытий макропористая поверхность бумаги становится микропористой (пористость 30%, а размер пор не больше 0,03 мкм). Это повышает гладкость бумаги в несколько раз, пигмент краски остается на поверхности, улучшая контраст и качество печати. Пигментное покрытие снижает прозрачность, в связи с чем появляется возможность снизить массу и толщину бумаги, а также заменить часть целлюлозы древесной массой.

Состав меловальной суспензии достаточно сложный. Что сюда только не входит и что только при этом не используется:

  •  пигменты: каолин, мел (карбонат кальция), диоксид титана, сульфат бария, сатинвайс и др. Составляют от 70 до 90% массы покровного слоя;
  •  связующие для полимеров, обеспечивающие соединение частиц пигментов с поверхностью бумаги или между собой: обработанный крахмал, казеин, поливиниловый спирт, латексы и др.;

Одна часть связующего непосредственно примыкает к основе, другая окружает частицы пигмента, третья занимает промежутки между частицами;

  •  технологические добавки: оптические отбеливатели, красители, сшивающие агенты, стабилизаторы, антивспенивающие вещества.

4. Проклейка

В процессе изготовления мелованная бумага обязательно проклеивается либо в массе, либо на стадии отделки (поверхностно). В массе она нужна для уменьшения степени впитываемости связующего печатных красок. Поверхностная проклейка снижает вероятность выщипывания волокон из бумажного полотна при печати.

5. Каландрирование

Каландрирование - обработка поверхности бумаги, позволяющая повысить ее прочность, гладкость и лоск. Полотно бумаги проходит между валами с эластичной или твердой поверхностью, под давлением и при высокой температуре. Количество валов при этом может быть очень большим. Чем сильнее бумага спрессована валами каландра, тем она менее пухлая и более прозрачная. Разница в толщине и гладкости на рисунках очевидна:

image011.jpgimage0103.jpg

Финальное каландрирование позволяет придать бумаге особые поверхностные свойства. В зависимости от цели каландрирования бумаги - придания ей глянца или матовости - применяют тот или иной набор валов каландра. Кроме того, существует и промежуточная степень отделки поверхности, которая дает возможность получения полуматовой бумаги, которая называется silk или satin. Получение такой бумаги требует применения технологии, заключающейся в особом режиме работы каландров.

6. Резка, сортирование и упаковка

В процессе изготовления бумажное полотно подвергается непрерывному контролю параметров. В оборудовании вмонтированы детекторы повреждения бумаги. Работает система контроля качества с измерительными рамками и встроенными датчиками плотности, толщины, веса мелованного слоя, влажности, глянца, оттенка и белизны. Весь отсортированный брак, как правило, используется повторно.

image012.jpgimage013.jpg

После изготовления  машинного роля (в среднем, шириной около 8,5 м), он разрезается на небольшие роли необходимой ширины, каждый из которых упаковывается и доставляется на склад.

Таким образом, рассматривая основные этапы изготовления бумаги, понимаем, что одна и та же с виду мелованная бумага, например, одинаковой плотности, может различаться составом, используемым сырьем для бумаги-основы, химикатами, технологиями изготовления и многим другим.

Ведь в каждой из вышеперечисленной операции много своих нюансов, режимов, методик, которые в той или иной степени могут влиять на характер печати, впитываемость и растекаемость краски. Даже находясь в пределах допуска необходимых параметров при изготовлении бумаги, небольшая разница по белизне, проклейке или характеру мелованного слоя, может сказаться при воспроизведении изображения.  

Тем не менее, такая бумага еще очень популярна и мила многим. Кроме того, в связи с повышенным вниманием в последнее время к защите  природы, крупные концерны по производству бумаги готовы дать достойные ответы на тему рационального использования ресурсов, охраны окружающей среды и экологически чистого производства. Но это совсем другая история…

За предоставленный теоретический и практический материал благодарим компанию Sappi https://www.sappi.com/



АРХИВ ОБЗОРОВ
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ «ТЕХНОЛОГИИ»
13.01.2020 18:08:00
Фото автора (Лого заголовка)

Ольга Котон, Принт менеджер: Обложка! Как много в этом слове...

Каталоги по-прежнему, являются лицом компании, работают на переднем плане, представляя её перед потенциальными покупателями или клиентами. Важнейшую роль играет обложка брошюры, так как именно она, в первую очередь, попадется на глаза читателю, «продает» саму мысль взять в руки и полистать. Или не брать в руки, а пройти мимо. 
темы: технологии
26.11.2019 17:04:00
Фото автора (Лого заголовка)

Ольга Петрова, Главный технолог: Сплести по-новому

Открытый ниткошвейный переплет

Хотя открытый ниткошвейный переплет на сегодняшний день не является стандартным автоматизированным способом скрепления продукции, тем не менее, встречается он достаточно часто и всегда привлекает к себе внимание.
темы: технологии
15.10.2019 11:23:00
Фото автора (Лого заголовка)

Кирилл Лайок, маркетр: Pink & White

Мы продолжаем серию обзоров об уникальных возможностях цифровой офсетной печати HP Indigo 12000 Digital Press. В ранних обзорах мы рассказали о технологии цифровой офсетной печати   –  ссылка, сегодня расскажем о некоторых уникальных красках, которые можно использовать при печати.
темы: технологии
15.07.2019 14:43:00
Фото автора (Лого заголовка)

Ольга Петрова, Главный технолог: Как проверить склейку при КБС?

При клеевом бесшвейном скреплении (КБС)  для склейки корешка блока с обложкой используется полиуретановый или ПУР-клей. О его достоинствах было рассказано в одном из наших обзоров  https://cityprint.ru/expertise/pur-kley-vse-kleitsya/.

Каким образом, и по каким параметрам проверяется склейка готового изделия?

темы: технологии
20.06.2019 13:38:00
Фото автора (Лого заголовка)

Ольга Петрова, Главный технолог: Повторение – мать «мучения»

Почему, повторяя тираж в одной и той же типографии, часто с одних и тех же файлов или частично замененных, получается готовая продукция, визуально отличающаяся по цвету от предыдущих образцов? Рассмотрим основные моменты, которые могут на это повлиять.
темы: технологии
10.06.2019 10:45:00
Фото автора (Лого заголовка)

Ольга Петрова, Главный технолог: 50 оттенков серого

Часто при печати или сборке готового тиража полиграфической продукции возникает проблема, когда растровые фоны и заливки получаются разнотонными. Иногда эта разница визуально заметна. Одним из самых трудных для воспроизведения является нейтрально-серый цвет, так как он может иметь самые разнообразные вариации по оттенкам.

Почему же так происходит?
темы: технологии
23.05.2019 14:52:00
Фото автора (Лого заголовка)

Ольга Петрова, Главный технолог: CMYK и RGB. Почему на мониторе ярче, чем на бумаге?

Цвет  - это информация, которая поступает через глаз в виде световой волны. Для него существуют несколько систем записи: CMYK (полиграфия), RGB (экраны мониторов), Lab (универсальная система всех видимых цветов) и другие.
темы: технологии
23.04.2019 15:57:00
Фото автора (Лого заголовка)

Ольга Петрова, Главный технолог: Цифровая офсетная печать на HP Indigo

Почему печать на машинах HP Indigo называется цифровой офсетной печатью?
темы: технологии
26.03.2019 16:31:00
Фото автора (Лого заголовка)

Кирилл Лайок, Маркетер: Динамическая персонализация. HP Collage

Сегодня мы расскажем еще об одном инструменте компании HP, позволяющем делать динамическую персонализацию Вашей продукции.
темы: технологии
12.03.2019 14:15:00
Фото автора (Лого заголовка)

Ольга Петрова, Главный технолог: Ламинация. От предохранения к ощущениям

О плюсах и минусах, технологиях и видах такой простой и частой послепечатной отделки как ламинация, в сегодняшнем обзоре
темы: технологии