Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Успешно отправлено

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Зарегистрироваться на PPM
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Заказать экспертизу дизайна
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Регистрация на семинар

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Экспертиза
01.06.2020

Все шрифты имеют национальности

Все шрифты имеют национальности
Дмитрий Черногаев в программе Николая Александрова «Книжное измерение» на канале ОТР рассказал о месте типографики в дизайне книги

Дмитрий Черногаев: Что такое вообще шрифт и типографика в целом, то есть общение с помощью знаков? Тот же Чихольд говорил, что это суть конвенция, просто-напросто соглашение между людьми, называние одних и тех же символов одними и теми же звуками и вещами. И поскольку существует огромное количество людей, групп, то, соответственно, и конвенций существует тоже огромное количество. Именно поэтому существует так много разных шрифтов, так много разных типографик, потому что стилей типографики тоже ведь огромное количество, и все увеличивается. И все они такие классные. Можно же и так, и так. Как выбрать? Если мы понимаем, кто разговаривает и с кем разговаривает, то понятно, почему именно такой шрифт был выбран, именно такой стиль типографики был выбран.

И, более того, поскольку люди продолжают множиться, их группы и связи тоже продолжают множиться, то и количество этих конвенций тоже увеличивается. И, естественно, шрифт как язык общения все время появляются новые, так же как и умирают старые. Поэтому это непрерывный процесс.

Все шрифты имеют свои национальности, так как Bodoni – это итальянец, Caslon – англичанин, Garamond – француз, все узкие готические шрифты – это Германия и вокруг. Поскольку буквенный состав графем в азбуке в каждом национальном шрифте различный, то и исторический характер шрифта тоже различный. И одним и тем же шрифтом набранный текст по-итальянски и по-английски будет восприниматься очень по-разному. И это необходимо учитывать, когда мы занимаемся нашими в том числе российскими книгами. Есть ведь и еще такой нюанс, что, конечно, шрифты бывают разные.

C точки зрения обычного обывателя (по опыту) нормальный человек не отличает шрифт Times от шрифта Arial. Буквы и буквы. Ну, некоторые чуть-чуть вроде с засечечками, а некоторые вроде и без. Но это только если приглядеться. И, в общем, мы не можем требовать от людей большего. Но если мы хотим, чтобы человек читал продолжительный текст (неважно, бумажное издание или электронное) без напряжения, если нам нужно заставить его осилить лонгрид или хороший роман, важно, конечно, чтоб шрифт был удобочитаемым. Очевидно, что здесь померить точно ничего нельзя. То для кириллических шрифтов, для набора на русском языке лучше подходят малоконтрастные шрифты. Если говорить о классических антиквах, шрифтах с засечками, то это неконтрастные шрифты или совсем малоконтрастные.

Приведу пример Роберта Брингхерста, который в своей книге о типографике много посвящает как раз теме пропорций – пропорций страницы, пропорций полосы набора и всяким таким вещам. И это очень научная вещь. Основные законы восприятия понятны. Цель дизайнера книги, как тот же Брингхерст говорил… самая последняя была самая мной любимая – погрузить читателя в состояние насыщенного энергией покоя, которая идеальна для чтения.

И, в общем, здесь речь идет просто о манипулировании сознанием человека. То есть если можно погрузиться в состояние покоя, можно и погрузиться в состояние беспокоя или радости, или истерики. И вот это состояние и является целью художника книги. Оно должно быть адекватно тексту, оно должно быть адекватно автору и его идее. А дальше все инструменты должны подбираться исключительно с этой точки зрения – и формат, и тот или иной шрифт. Один шрифт для нас более спокойный, другой более нервный. Какой-то текст легче читать, какой-то труднее. Иногда можно специально сделать, чтоб читать было трудно. Иногда нужно, чтобы легко. Или перемешивать эти чувства, потому что авторы бывают самые разные.

Если мы говорим о текстовом произведении, не всегда оно ровное от начала до конца. А иногда бывают и какие-то сбои дыхания, и одышка, и все, что угодно. И с автором, и то же самое должно происходить с читателем. Таким образом, если художник внимательно к этим вещам относится, то для него не будет проблемы угадать, это решение адекватно или неадекватно в данном случае.


В статье использован фрагмент интервью из проекта ОРТ "Книжное измерение"


АРХИВ ОБЗОРОВ
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ «ДИЗАЙН»
07.11.2019 17:00:00
Фото автора (Лого заголовка)

Дмитрий Черногаев, Исполнительный арт-директор "Артоника": Каталог. Рациональные и эмоциональные аргументы продавца

В рамках нашей премии, категория «Строительные и отделочные материалы» традиционно отличается довольно высоким уровнем дизайна. Это, очевидно, вызывается тем, что в целевой аудитории каталогов наряду со строителями, архитекторами и дизайнерами, значительную долю занимают и частные покупатели. В этом случае одновременно с грамотной подачей всей технической информации, важную роль играют имидж бренда и качественная визуальная «продажа» не только отдельных компонентов, но и решений в целом: покупатель приобретает не отделочный материал, а интерьер, и, более того, образ и стиль жизни. Поэтому здесь необходим грамотный баланс рациональных и эмоциональных аргументов продавца. Точно отмерить их и распределить в пространстве каталога как раз и призван дизайн.

темы: дизайн
16.09.2019 10:56:00
Фото автора (Лого заголовка)

Дмитрий Черногаев, Исполнительный арт-директор "Артоника": Четыре совета эксперта по каталогам

К нам вновь заглянул известный российский дизайнер и арт-директор агентства «Артоника» Дмитрий Черногаев и дал несколько советов по дизайну каталогов. Прочтем вместе его рекомендации по улучшению продающих каталогов.
темы: дизайн
08.08.2019 10:44:00
Фото автора (Лого заголовка)

Дмитрий Черногаев, Исполнительный арт-директор, партнер: Три распространенные ошибки в дизайне каталога

Дизайн — это не декорирование, а конструирование. В первую очередь,  дизайнер несет ответственность даже не за удобство пользования содержанием, хотя и это крайне важно, а за общее впечатление, которое произведет каталог, а на самом деле — бренд.
темы: дизайн
29.07.2019 15:30:00
Фото автора (Лого заголовка)

Роман Сосновик, Руководитель отдела допечатной подготовки: Черный Overprint? Белый Knockout!

Что такое Overprint и Knockout? О важном моменте в подготовке файлов для печати мы расскажем в этом обзоре.
темы: дизайн
15.01.2019 12:38:00
Фото автора (Лого заголовка)

Кирилл Лайок, Маркетер: Десять золотых правил Милтона Глейзера

Мы продолжаем серию обзоров об известных дизайнерах современности и в этом выпуске расскажем о Милтоне Глейзере - легенде графического дизайна и его золотых правилах.
темы: дизайн
27.11.2018 12:31:00
Фото автора (Лого заголовка)

Кирилл Лайок, маркетер: Десять правил хорошего дизайна от Дитера Рамса

Мы открываем серию обзоров об известных дизайнерах современности и первым, о ком расскажем, будет Дитер Рамс. Будучи промышленным дизайнером, он внес массу иноваций и стал одной из самых уважаемых фигур не только промышленного дизайна, но и дизайна в целом. Многие известные графические дизайнеры используют его принципы и в своих работах.
темы: дизайн
30.10.2018 12:57:00
Фото автора (Лого заголовка)

Наталья Таранова, Директор по маркетингу: Экспертиза дизайна. Что это?

Любой каталог представляет собой интерфейс, связывающий производителя с дистрибьютором, продавца - с конечным потребителем. От его функциональности прямо зависят продажи.
темы: дизайн
03.10.2018 12:32:00
Фото автора (Лого заголовка)

Вопросы к дизайнеру

Дмитрий Черногаев, Исполнительный арт-директор, партнер

Какие основные вопросы необходимо обсуждать в процессе создания каталога с дизайнерами?
темы: дизайн
10.07.2018 12:12:00
Фото автора (Лого заголовка)

Как сделать дизайн каталога продающим?

Дмитрий Черногаев, Исполнительный арт-директор, партнер

Пять советов от ведущего российского брендингового агентства "Артоника".
темы: дизайн
13.03.2018 10:42:00
Фото автора (Лого заголовка)

Роман Сосновик, Руководитель отдела допечатной подготовки: Семь причин, по которым типография может не принять ваш макет

Максимально строгое соблюдение технический требований – залог качественного продукта на выходе. Мы собрали наиболее распространенные ошибки, с которыми сталкивается отдел допечатной подготовки.
темы: дизайн